04.10.2021
Орг. момент. Дети входят под музыку в зал.
– Сегодня нас ждет удивительное приключение
и без нашей сплоченности и дружбы не обойтись. Станьте в круг.
Приветствие
Вместе мы – сила,
Вместе мы – друзья,
Человеку без друга
Прожить нельзя.
(1 – держась за руки, делают шаг в круг,
2 – поднимают руки вверх, 3 – кладут руки на плечи соседу, 4 – опускают руки,
делают шаг назад)
Введение в тему.
- Такой дружной командой мы можем
отправляться в любое, даже очень далекое путешествие. Я предлагаю вам побывать
в очень интересной природной зоне – пустыня.
Саяна М.
Беседа «Пустыни»
- Как вы думаете, от какого слова
образовано слово «пустыня»? - Пустыня – от слова «пусто».
- А вы знаете, почему природную зону
назвали именно так? - Пустыни – области земной поверхности, где
из-за слишком сухого и жаркого или очень холодного климата может существовать
только очень скудный растительный и животный мир.
- Какие бывают пустыни? - Песчаные,
глинистые, каменистые, ледяные.
- Как животные приспособились к жизни в
холодной пустыне? - Густой мех или плотные перья белого или серого цвета,
делающих их почти незаметными на льдине или на снегу; прекрасно плавают, у
многих – ласты вместо ног; питаются, в основном, рыбой или другими животными,
так как растений немного.
- Какие растения можно встретить в Арктической
пустыне? - Мхи, лишайники, редко встречаются цветковые растения.
- Как вы думаете, сможем ли мы прямо
сейчас отправиться в Арктическую пустыню? Почему? – Там очень холодно, а у нас
нет теплой одежды.
- Тогда я предлагаю другое путешествие, а куда,
вы узнаете, отгадав загадку.
Название сладкое, но не сахар (Пустыня
Сахара).
- Ну, что ж тогда в путь!
Песня «Африка»
АльбинаД.
Беседа о пустыне Сахара.
- Где находится самая большая в мире
пустыня Сахара? – В Африке.
- Пустыня находится в самом жарком месте
на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от
солнца раскаляется, как печь.
- Как вы думаете, ребята, на что похожа
пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.
- Правильно, ребята, пустыня похожа на
огромное песочное море. Оно, как бы, застывшее. Когда дует ветер, по ней вместо
волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда
это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому
что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся
неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму
волн.
- А какой климат в пустыне? - Климат
жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.
- А вы знаете, что такое песчаная буря? –
Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.
- Верно, но так это или нет, мы проверим.
СаянаМ.
Опыт 1. С водой. «Возникновение бури»
- Для проведения опыта разделитесь на
пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в
трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
- Что вы узнали? Что вы для этого делали?
Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают
песчаные бури.
- Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди
идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в
таких условиях выжить растения?
- А какие растения могут выжить? Назовите
их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. -Силуэтные изображения растений
прикрепляют к желтому ватману.
- А почему они выживают в условиях
пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды
в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.
- Я предлагаю проверить, что происходит с
водой в пустыне. (Подходят к столам)
АльбинаД.
2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»
- Возьмите стакан с водой и вылейте её в
стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
- Если в пустынях мало растений, то чем же
питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами,
насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к
оазису.
- Что такое оазис? – Оазис – это место
около водоема, островок растительности в пустыне. (показ слайдов)
- Какие животные могут встретиться нам на
берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и прикрепляют
их силуэтные изображения к желтому ватману)
- А вот животное, которое
Живёт долго без воды,
А ещё дольше - без еды.
В еде, вообще, неприхотлив.
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
Зовут животное ... Верблюд.
Воспитатель читает стих
Их караван плывет неспешно,
Они спокойствия полны,
Здесь вся их жизнь, и бесконечно,
Они в пустыню влюблены.
Зовут их «корабли пустыни»
Они красивы, хоть и дивные,
Горбы их украшают спины,
Им ни по чем дороги длинные.
Из года в год, из века в век,
Плывут «кораблики пустыни»,
Союз: верблюд и человек,
Живет извечно и поныне.
СаянаМ.
- Что вы знаете о верблюде? - Это животное
крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Издавна
известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет.
Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без
еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья
шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды
предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для
устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов:
одногорбые и двугорбые. Горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого
солнца.
Значительная
часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это
помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через
дыхание.
- Как называют верблюда? – Верблюда
называют кораблем пустыни.
- Как вы думаете, почему? - Только верблюд
может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море.
- Караван верблюдов идет по пустыне, а мы
возвращаемся домой.
Песня «Африка»
Итог НОД
- Что нового, интересного вы узнали
сегодня о пустыне, животных и растениях пустыни?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.10.2021
Дата обновления: 04.10.2021
Дата публикации: 04.10.2021