12.05.2020
Наука с красивым названием «музыкотерапия» появилась ещё во времена
Пифагора, который ещё в 6 в.до н.э. применял музыку для лечения заболеваний.
Великий ученый и философ Авиценна в «Каноне врачебной науки» советовал в дни
меланхолии слушать музыку и пение птиц. В 14-16 веках, когда волна психической эпидемии, более
известная как «пляски святого Витта»,
охватила Голландию, Бельгию и другие страны, ее смогли остановить только
музыканты, игравшие медленную, успокаивающую музыку.
В седой древности уже было известно
удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть,
которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали
это свойство в различных жизненных обстоятельствах, в том числе и при лечении
больных.
Музыка воздействует на многие сферы
жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и
психологический.
* Вибрационный
фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.
* Физиологический
фактор музыки изменяет различные функции организма, такие, как дыхательная,
двигательная, сердечно-сосудистая.
* Психологический фактор
меняет психическое состояние ребенка.
Рассмотрим этот фактор подробнее.
Во-первых, музыка имеет ритм, мелодию и гармонию. Она позволяет
чувствовать ритм жизни, гармонизировать собственные биоритмы ребенка, позволяет
выйти за пределы своих личных проблем.
Во-вторых,
музыка дозирует психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков
и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
В-третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию
опосредованно. Например, при пении ребенок подчиняет свое дыхание тому размеру
и ритму, который заложен в песне.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием.
Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть
– 20 вдохов, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя
на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное
состояние ребенка.
В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает
иммунобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при
наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое
значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не
только познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и
формирование положительного эмоционального отношения к окружающему. Адекватное
эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения
различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику,
пантомиму, жесты, позы.
При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление
тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и
многое другое, а также изменять свое поведение в зависимости от другого
человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии
дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,
если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние
другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и
чувств также является важным моментом в становлении личности растущего
человека.
Совокупность приемов и методов, направленных на
расширение и обогащение доступных детям переживаний, и формирование у них
такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми
называется музыкотерапией.
В легендах и
мифах, в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих
о широком применении музыкотерапии. В Греции, например, связывали ее с именем
Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания.
Знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии.
Пифагору же принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».
В культуре
Древнего Востока и Индии также есть свидетельства разнообразного применения
музыки в медицине. Так Авиценна (Ибн Сина) утверждал в «Каноне врачебной
науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой» и считал, будто
бы хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.
Большое внимание музыке как лечебному фактору,
уделяла и европейская медицина. Известно, например, что в 13 веке в больницах
существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка.
Начало 20-го века ознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии.
Особенно широко разработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В
Англии Ж. Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В
Вене проходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центр
музыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания.
В России изучение и развитие музыкотерапии связано с
именами ученых, как И.Догель, И. Тарханов, В. Спиртов и другие. Огромная
заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности,
указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших
чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и
должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю
возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в
хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на
дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и предать членам
физическую бодрость».
В
дни, когда практически все люди оказались в непривычной для себя, очень
тревожной ситуации короновируса и самоизоляции, хотелось бы поговорить о том,
какая музыка поможет преодолеть страх и
пройти достойно посланные испытания.
Эффект
Моцарта. Самая необыкновенная, самая популярная в мире – музыка Моцарта. Она не
быстрая и не медленная, плавная, в основном очень простая, и очаровательная в
этой простоте. По мнению большинства ученых-медиков, музыка Моцарта – феномен
по воздействию на людей: развивает интеллект, повышает умственные способности у
всех слушателей, не зависимо от того, нравится мелодия или нет, обладает
обезболивающим эффектом, производит
успокаивающее действие, улучшает пространственное восприятие,
активизирует работу мозга.
Произведения
Моцарта полезно слушать перед экзаменами/тестами, где требуется творческое
мышление или поиск нестандартных решений.
Произведения
Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, а
мажорные
тона настраивают и заставляют стремиться к победе. Следовательно, слушая этого,
поистине великого композитора и музыканта мы подсознательно стремимся к победе.
Даёт прилив душевных и творческих сил.
А
теперь несколько советов врачей о том, какая музыка нам поможет:
Бессонница.
Немецкими учеными установлено, что колыбельные песни гораздо эффективнее
снотворных. Прослушиваемые на ночь
колыбельные обеспечивают глубокий, здоровый сон, как детям, так и взрослым.
Выработке мелатонина — гормона сна способствуют: «Концерт для фортепиано» (2я
часть) Бетховена, «Возблагодарим Господа» (116 псалом) Моцарта, Дебюсси «Лунный
свет», «Вторая симфония» (3-я часть) Рахманинова, Вивальди «Концерт для гобоя»,
григорианские псалмы. Наибольший эффект
достигается при прослушивании музыки перед сном.
Успокоение и снятие нервного
напряжения. Расслабляют звуки флейты, игра на скрипке или фортепиано, звуки
природы, полезны классические произведения: Дебюсси «Свет луны», «Ноктюрн
соль-минор» Шопена, «Симфония №6» Бетховена,
«Аве Мария» Шуберта, «Колыбельная» Брамса.
Бетховен
«Лунная соната»: прогоняет подальше невроз и депрессию.
Вивальди
А., сюита «Времена года»: наполняет уверенностью и избавляет от чувства страха.
Духовная
музыка литургии Рахманинова С., Архангельского А., Бортнянского М.: наполняет
нас энергией, силой любви и восстанавливает внутреннее равновесие.
Л.
Ван Бетховен, «Лунная соната», соната «Аппассионата», ода «К радости» из
симфонии № 9: восстанавливает душевное равновесие, растворяет печаль, уныние, угнетённость.
Григорианские песнопения, современные
оркестровки, народная музыка: углубляется и замедляется дыхание, успокаивается
мозг.
Звон
колоколов или бубенцов, духовное и церковное пение, органная музыка и
воскресная Святая Литургия в храме. Очищает нас душевно, вселяет уверенность в
собственных силах, снимает душевное напряжение. Эта музыка обладает
подтвержденным оздоровительным эффектом, вне зависимости от религиозных
воззрений человека. Лечебное воздействие таких звуков заключается в настройке вибрации
больных клеток организма на вибрации абсолютно здоровых, нормально
функционирующих, а также в освобождении от гнева, духовному и душевному
очищению.
«Молебное
пение Божией матери», «Колокольные звоны»: нормализуется вибрация органов
человека, преодолевается стрессовое состояние, человек чувствует себя
защищённым.
Таким
образом, можем с уверенностью посоветовать, чтобы в Вашей домашней аптеке,
помимо таблеток и каплей обязательно были духовная музыка и музыкальные
произведения композиторов классиков. Будьте уравновешенны и здоровы!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.05.2020
Дата обновления: 12.05.2020
Дата публикации: 12.05.2020