Консультация для родителей "Музыка как средство здоровьесбережения"

12.05.2020

   Наука с красивым названием «музыкотерапия» появилась ещё во времена Пифагора, который ещё в 6 в.до н.э. применял музыку для лечения заболеваний. Великий ученый и философ Авиценна в «Каноне врачебной науки» советовал в дни меланхолии слушать музыку и пение птиц. В 14-16 веках,  когда волна психической эпидемии, более известная как «пляски святого Витта»,  охватила Голландию, Бельгию и другие страны, ее смогли остановить только музыканты, игравшие медленную, успокаивающую музыку.

 

В седой древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали это свойство в различных жизненных обстоятельствах, в том числе и при лечении больных.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

   

* Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.

* Физиологический фактор музыки изменяет различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

* Психологический фактор меняет психическое состояние ребенка. 

 

Рассмотрим этот фактор подробнее.

Во-первых, музыка имеет ритм, мелодию и гармонию. Она позволяет чувствовать ритм жизни, гармонизировать собственные биоритмы ребенка, позволяет выйти за пределы своих личных проблем.
Во-вторых, музыка дозирует психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В-третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию опосредованно. Например, при пении ребенок подчиняет свое дыхание тому размеру и ритму, который заложен в песне.

  

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

 

В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающему. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомиму, жесты, позы.

 


При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и многое другое, а также изменять свое поведение в зависимости от другого человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний, и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми называется музыкотерапией.

   В легендах и мифах, в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих о широком применении музыкотерапии. В Греции, например, связывали ее с именем Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания. Знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Пифагору же принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».

   В культуре Древнего Востока и Индии также есть свидетельства разнообразного применения музыки в медицине. Так Авиценна (Ибн Сина) утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой» и считал, будто бы хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.



Большое внимание музыке как лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Известно, например, что в 13 веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. Начало 20-го века ознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии. Особенно широко разработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В Англии Ж. Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В Вене проходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центр музыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания.

 

В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами ученых, как И.Догель, И. Тарханов, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и предать членам физическую бодрость».

   

В дни, когда практически все люди оказались в непривычной для себя, очень тревожной ситуации короновируса и самоизоляции, хотелось бы поговорить о том, какая музыка  поможет преодолеть страх и пройти достойно посланные испытания.   

Эффект Моцарта. Самая необыкновенная, самая популярная в мире – музыка Моцарта. Она не быстрая и не медленная, плавная, в основном очень простая, и очаровательная в этой простоте. По мнению большинства ученых-медиков, музыка Моцарта – феномен по воздействию на людей: развивает интеллект, повышает умственные способности у всех слушателей, не зависимо от того, нравится мелодия или нет, обладает обезболивающим эффектом, производит  успокаивающее действие, улучшает пространственное восприятие, активизирует работу мозга.Хочу такой сайт

Произведения Моцарта полезно слушать перед экзаменами/тестами, где требуется творческое мышление или поиск нестандартных решений.

Произведения Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, а

мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе. Следовательно, слушая этого, поистине великого композитора и музыканта мы подсознательно стремимся к победе. Даёт прилив душевных и творческих сил.

 

А теперь несколько советов врачей о том, какая музыка нам поможет:

Бессонница. Немецкими учеными установлено, что колыбельные песни гораздо эффективнее снотворных.  Прослушиваемые на ночь колыбельные обеспечивают глубокий, здоровый сон, как детям, так и взрослым. Выработке мелатонина — гормона сна способствуют: «Концерт для фортепиано» (2я часть) Бетховена, «Возблагодарим Господа» (116 псалом) Моцарта, Дебюсси «Лунный свет», «Вторая симфония» (3-я часть) Рахманинова, Вивальди «Концерт для гобоя», григорианские псалмы.  Наибольший эффект достигается при прослушивании музыки перед сном.

   

         Успокоение и снятие нервного напряжения. Расслабляют звуки флейты, игра на скрипке или фортепиано, звуки природы, полезны классические произведения: Дебюсси «Свет луны», «Ноктюрн соль-минор» Шопена,  «Симфония №6» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Колыбельная» Брамса.

Бетховен «Лунная соната»: прогоняет подальше невроз и депрессию.

Вивальди А., сюита «Времена года»: наполняет уверенностью и избавляет от чувства страха.

Духовная музыка литургии Рахманинова С., Архангельского А., Бортнянского М.: наполняет нас энергией, силой любви и восстанавливает внутреннее равновесие.

Л. Ван Бетховен, «Лунная соната», соната «Аппассионата», ода «К радости» из симфонии № 9: восстанавливает душевное равновесие, растворяет печаль, уныние, угнетённость.

   

Григорианские песнопения, современные оркестровки, народная музыка: углубляется и замедляется дыхание, успокаивается мозг.

Звон колоколов или бубенцов, духовное и церковное пение, органная музыка и воскресная Святая Литургия в храме. Очищает нас душевно, вселяет уверенность в собственных силах, снимает душевное напряжение. Эта музыка обладает подтвержденным оздоровительным эффектом, вне зависимости от религиозных воззрений человека. Лечебное воздействие таких звуков заключается в настройке вибрации больных клеток организма на вибрации абсолютно здоровых, нормально функционирующих, а также в освобождении от гнева, духовному и душевному очищению.

«Молебное пение Божией матери», «Колокольные звоны»: нормализуется вибрация органов человека, преодолевается стрессовое состояние, человек чувствует себя защищённым.

      

Таким образом, можем с уверенностью посоветовать, чтобы в Вашей домашней аптеке, помимо таблеток и каплей обязательно были духовная музыка и музыкальные произведения композиторов классиков. Будьте уравновешенны и здоровы!

    

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.05.2020

Дата обновления: 12.05.2020

Дата публикации: 12.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Также на сайте установлено ПО Яндекс.Метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».