26.02.2021
26.02.2021
Закончи словечко
Цель: учиться придумывать слова на
слоги, развивать фантазию, речь.
Что понадобится: мячик.
Как играть:
Бросьте
ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например КА. Ребенок
должен вернуть вам мяч, закончив слово.
Например,
ребенок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребенок
его отгадает (КАША). Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь ребенок загадывает
вам слова.
Играть
проще, если взрослый и ребенок заранее договариваются о том, на какую тему
будут загадывать слова. Например, овощи или фрукты; транспорт или посуда; «летние»
или «зимние» слова; предметы, находящиеся в комнате и т.п.
Наиболее
сложная разновидность игры – назвать как можно больше слов, начинающихся на
данный слог. Например, на слог ПА ребенок может придумать слова: ПАПА, ПАША,
ПАКЕТ, ПАЛЕЦ и др.
Игра
поможет в дальнейшем избежать трудностей при чтении слов, когда ребенок,
прочитав две части слова, не может понять его смысл.
Вариант:
Вы бросаете ребенку окончание слова, а он
называет слово целиком. Например, ША – КАША, ЖА – ЛУЖА, ТА – КОНФЕТА, КОТЛЕТА,
ВАТА и т.п.
Звуковые загадки
Цель: учиться различать неречевые звуки,
учиться запоминать звуки, развивать память, развивать слуховое внимание.
Что понадобится: 2 – 3 погремушки
(разные), барабан, бубен, дудочка, колокольчик, бубенчик, карандаш, ручка,
пластмассовая линейка, деревянная линейка, ложка, совочек.
Как играть:
Разложите
на столе перед ребенком музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен,
дудочку, колокольчик, бубенчик. Сначала сами продемонстрируйте ребенку все
звуки, которые можно извлечь с помощью этих инструментов, а затем дайте и
ребенку вволю с ними наиграться, извлекая звуки.
Попросите
ребенка отвернуться, извлеките один из звуков. Пусть ребенок отгадает, какой
предмет вы демонстрировали. Можно предложить ребенку проверить правильность
ответа – дать возможность извлечь звук из указанного им предмета.
Через
некоторое время продемонстрируйте 2 – 3 звука подряд, предложите ребенку
повторить исполненную вами «музыку». В дальнейшем можно загадывать 3 – 6
звуков. Не забывайте повторять звуки несколько раз.
Для
этой же игры используйте и другие предметы: карандаш, ручку, линейки
(пластмассовую и деревянную), ложку, совочек. С их помощью стучите по
одинаковой поверхности, а ребенок будет отгадывать, чем вы стучали. Через
некоторое время произведите несколько звуков последовательно. Можете одновременно
стучать и 2 предметами.
Эта
игра поможет сформировать слуховое внимание, которое необходимо при обучении
чтению.
Вариант:
Организуйте игру вместе с членами семьи. Ребенок
отвернется, а вы по очереди произнесете разные звуки (помычите, чихнете,
пропоете А-А-А и т.п.). Пусть ребенок угадает, кто издавал звуки.
Звуковой футбол
Цель: учиться различать звуки, учиться
определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.
Что понадобится: предметные
картинки из любой настольной игры или игрушки ребенка.
Как играть:
Расскажите
ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы
будете «бросать» ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок
услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово –
хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в
середине, в конце.
В
другой раз разложите перед ребенком картинки из настольной игры или игрушки.
Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.
Внимательно
отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки –
А, О, У, И, Ы, «яркие» согласные звуки, такие как М,Н, Л, Р, из других
согласных звуков легче дети выделяют – Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я
(эти буквы могут обозначать два звука).
Для
того, чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте
ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук в собственном
исполнении.
Такая
игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык – умение определить
наличие или отсутствие зыка в слове.
Вариант:
Усложните задание. Ловить можно только те
слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце). При этом
старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук
слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А), ГРИБ (в конце слышим
звук П).
Лишнее слово
Цель: учиться различать звуки, учиться
определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.
Что понадобится: предметные
картинки (гора, нора, колос, коза, лук, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка,
букет, цапля, дочка, гвоздь).
Как играть:
Вы выбираете
какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо
него говорите другое, похожее по звучанию (КОРА). Произнесите: ГОРА, ГОРА,
КОРА, ГОРА. Задача ребенка – услышать и назвать это другое – лишнее – слово.
Проговаривать нужно со скоростью примерно одно слово в секунду. Если ребенок
ошибается: произносите слова в более медленном темпе, увеличьте количество
повторений правильного варианта слова (ГОРА – ГОРА – ГОРА – КОРА – КОРА – ГОРА)
или старайтесь утрированно произнести звуки, которыми слова отличаются: Г-ГОРА,
К-КОРА. Для облегчения выполнения задания вы можете также показывать ребенку
картинку с изображением одного предмета из пары называемых слов – «нелишнего
слова» (в приведенном примере надо показать картинку с изображением горы).
Для
организации игры вы можете воспользоваться заданиями из данного списка:
НОРА
– НОРА – ПОРА – НОРА
КОЛОС
– КОЛОС – КОЛОС – ВОЛОС
КОСА
– КОЗА – КОЗА – КОЗА
ЛУК
– ЛУК – ПЛУГ – ЛУК
КЕПКА
– РЕПКА – КЕПКА – КЕПКА
КРОТ
– КРОТ – РОТ – КРОТ
КОТ
– ГОД – КОТ – КОТ
МЁД
– МЁД – МЁД – ЛЁД
МОРЖ
– КОРЖ – МОРЖ – МОРЖ
ДУДОЧКА
– УДОЧКА – ДУДОЧКА – УДОЧКА
БУКЕТ
– БУКЕТ – БУКЕТ – КУПЛЕТ
ЦАПЛЯ
– ЦАПЛЯ – КАПЛЯ – ЦАПЛЯ
ДОМ
– ДОМ – ДОМ – ТОМ
ДОЧКА
– ТОЧКА – ДОЧКА – ДОЧКА
ТРОСТЬ
– ГВОЗДЬ – ГВОЗДЬ – ГВОЗДЬ
Умение
слышать различия между близкими по звучанию словами поможет ребенку легче
освоить основы чтения.
Вариант:
Предложите ребенку самому придумать
подобные задания для вас.
День рождения игрушки
Цель: учиться определять первый звук,
учиться определять наличие звука в составе слова, развивать воображение, развивать
мелкую моторику.
Что понадобится: игрушки (кукла,
мишка, Чебурашка, трансформер, робот), альбом, цветные карандаши и фломастеры.
Как играть:
Устройте
день рождения любимой игрушке вашего ребенка. А на день рождения, конечно,
нужно дарить подарки. Предложите ребенку угадать, что хочет получить в подарок
игрушка, и нарисовать для нее этот подарок. Главное условие выбора подарка –
первый звук в названии подарка тот же, что и первый звук в названии игрушки.
Хорошо,
если малыш сможет приготовить таким образом не один подарок, а несколько.
Например, кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс,
кофточку, книгу. Для мишки ребенок нарисует мед, мотоцикл, матрешку, машинку,
малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для
трансформера подойдут в качестве подарков трактор и торт. А для робота –
ракушка, рукавички, ролики…
Эта
игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении
процесса чтения.
Вариант:
«Подарки» можно выбирать из имеющихся у
вас предметных картинок (из настольных игр, открыток, наклеек).
Запиши слово без букв
Цель: учиться различать структуру слов
(слоги), развивать внимание, мелкую моторику.
Что понадобится: бумага, цветные
карандаши или фломастеры, предметные картинки из любых настольных игр.
Как играть:
Расскажите
ребенку, что слова можно записывать даже не зная букв. Напишите слово ПОНИ –
нарисуйте две дуги (две шапочки/кочки), одновременно с «записью» слова
произносите его по слогам. Приведите еще один пример – запишите таким же
образом слово СОБАКА. Предложите ребенку научиться писать слова без букв.
Помогайте, если возникают трудности деления на слоги. Просите обязательно
одновременно с написанием слова произносить его по слогам.
В
другой раз разложите на столе предметные картинки. Предложите ребенку найти
картинки, на которые можно «надеть две шапочки» (слова, в которых два слога, на
схеме изображаемые двумя дугами), можно «надеть три шапочки», найти картинку,
которой хватит и «одной шапочки».
Для
разнообразия можно слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать,
зарисовать с помощью точек или черточек.
Игра
очень нравится малышам. Она не только учит видеть слоговую структуру слова, но
и привлекает к процессу обучения чтению.
Вариант:
Запишите слово с помощью «шапочек»,
попросите ребенка угадать, что за слово вы загадали. Дополнительно можете
назвать некоторые признаки этого слова (цвет, размер, живое или неживое, из
чего сделано и т.п.)
Выложи предложение кирпичиками
Цель: учиться различать структуру
предложения, развивать внимание, речь.
Что понадобится: бумага, цветные
карандаши или фломастеры, деревянные кирпичики (кубики).
Как играть:
Покажите
ребенку, как можно выкладывать предложения из кирпичиков. Произнося предложение,
утрированно выдерживайте паузы между словами, одновременно выкладывайте
кирпичики: одно слово – один кирпичик. Дайте ребенку попробовать сделать так
же.
Для
заданий выбирайте предложения, состоящие из 2 – 5 слов, но не содержащие
предлоги (в, на, про, с, к, от, под и т.п.) и союзы (а, но, и, да и т.п.).
Например, МАМА КУПИЛА МОЛОКО или САША ПОСТРОИЛ БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ.
Попробуйте
переставлять слова-кирпичики. Ребенку нужно мысленно поменять слова местами и
произнести новое предложение. Например, МОЛОКО КУПИЛА МАМА или БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ
ПОСТРОИЛ САША. При перестановке слов могут получиться очень забавные
предложения: ВОЛК НАПУГАЛ МАШЕНЬКУ – МАШЕНЬКА НАПУГАЛА ВОЛКА или КАТЯ ЕСТ КАШУ
– КАША ЕСТ КАТЮ.
Можете
распространять предложения, т.е. делать их длиннее. Например: к предложению
МАМА КУПИЛА МОЛОКО добавьте один кирпичик. Попросите ребенка придумать
дополнительное слово к этому предложению – МАМА КУПИЛА МОЛОКО КОТЕНКУ или МАМА
КУПИЛА ПАРНОЕ МОЛОКО.
Вместо
деревянных кирпичиков (кубиков) вы можете использовать детали от конструкторов
или пуговицы, карандаши или фломастеры, магнитики или конфеты. Интересно
нанизывать слова-бусинки на жгутик.
Выполняя
эти задания, ребенок поймет, что предложения состоят из слов, научится видеть
связь между словами в предложении, а эти знания помогут избежать ошибок при
чтении и письме в дальнейшем.
Вариант:
Выложите несколько кирпичиков или наденьте
на ниточку несколько бусинок, попросите ребенка угадать, какое предложение
«спрятали» кирпичики/бусинки. Принимается любое предложение с заданным
количеством слов в нем.
Нарисуй картинки
Цель: учиться копировать фигуры,
развивать внимание, мелкую моторику.
Что понадобится: бумага, цветные
карандаши или фломастеры.
Как играть:
Нарисуйте
несколько простых картинок: домик с трубой, вертушка, телевизор, солнышко,
фартук. Попросите ребенка рядом нарисовать такие же. Обратите внимание малыша
на все имеющиеся детали рисунков, размер фигур, их соотношение и расположение.
Похвалите за точность выполнения задания, четкость и ровность линий. Придумайте
другие подобные задания сами.
Разрешите
ребенку нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально допустите
ошибки – не дорисуйте деталь, сделайте фигурки значительно больше или меньше
образца, добавьте лишние детали… Ребенку будет нравиться находить ваши ошибки и
исправлять их.
Можно
предложить копирование фигурок, нарисованных на бумаге в клеточку, или
абстрактные изображения, напоминающие буквы, дорисовывание правых или левых половинок
симметричных предметов (листок, настольная лампа, цветок, бабочка, дерево и
т.п.). Рисование по образцу позволит ребенку быть внимательным и
сосредоточенным при работе со знаками, а значит, будет способствовать лучшему
запоминанию букв, правильному воспроизведению слов при обучении чтению.
Вариант:
Когда ребенок научится точно копировать по
образцу, можно предлагать ему рисовать фигуры по памяти. Помните, что этот
вариант задания труднее предыдущего, поэтому начинайте с простейших изображений
(несколько геометрических фигур, наложенных друг на друга линий и проч.).
Закаляка
Цель: учиться рисовать линии, развивать
внимание, мелкую моторику.
Что понадобится: бумага, цветные
карандаши или фломастеры.
Как играть:
Сначала
сами нарисуйте «закаляку» - кривую незамкнутую линию. Спросите ребенка, сможет
ли он распутать «закаляку», т.е. нарисовать ее с конца до начала, соблюдая все
повороты. Покажите сами, как это сделать. Для рисования «закаляки» используйте
фломастер или карандаш светлых цветов, а для распутывания – темных цветов. В
этом случае при правильном выполнении задания линия как бы перекрасится в
другой цвет. Предложите ребенку самому нарисовать и распутать «закаляку».
Следите за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаш/фломастер от бумаги.
Остановите ребенка, если он рисует слишком сложный или длинный вариант задания.
При распутывании помогайте следовать всем поворотам в правильном направлении.
Игра
напоминает любимые всеми детьми лабиринты. В процессе выполнения задания
отрабатывается умение следовать инструкции, формируется самоконтроль.
Вариант:
Сделайте «закаляку» из ломанных линий.
Пусть ребенок попробует нарисовать и распутать такой вид линий.
Посмотри и запомни
Цель: учиться запоминать расположение,
развивать внимание, память.
Что понадобится: любой конструктор
(деревянный/Лего), мозаика любого типа (гвоздики/енопочки/колпачки/фишки) и
соответствующее наборное полотно к ней.
Как играть:
Выложите
перед ребенком образец задания: домик (дорожку) из деревянного конструктора или
скрепите детали Лего или выложите фигурку из мозаики. Помните, что начинать это
упражнение лучше всего с 3 – 4 деталей.
Дайте
ребенку возможность рассмотреть образец, закройте его, предложите сделать такую
же фигуру.
После
выполнения ребенком задания откройте образец, дай малышу сравнить свою работу и
образец, найти и исправить ошибки, если тони есть.
Постепенно
увеличивайте количество деталей в образце. Максимально для школьника можно
предложить 7 деталей. Можете ограничить время запоминания – дайте на это 1
минуту.
В
другой раз можно поменяться ролями: ребенок будет придумывать для вас задание,
а вы выкладывать по памяти. Когда будете выкладывать, специально допустите
ошибку, чтобы ребенок увидел и исправил ее.
Игра
помогает научиться запоминать информацию, развивает самоконтроль и
сосредоточенность.
Вариант:
Попросите ребенка вспомнить и построить
то, что он делал вчера.
Дорисуй-ка
Цель: учиться видеть недостающие детали,
развивать мышление, мелкую моторику.
Что понадобится: бумага, цветные
карандаши или фломастеры.
Как играть:
Нарисуйте
простые, известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые
детали: стол без ножки, пальто без пуговиц, чайник без носка, машина без колес,
телефон без кнопок, дверь без ручки, петушок без шпор, белка без хвоста.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и дорисовать недостающие
детали.
Подобные
задания помогают ребенку научиться видеть предмет со всеми его существенными
деталями, мысленно дополнять до целого, что поможет предотвратить трудности при
обучению чтению в дальнейшем.
Вариант:
Используйте при подготовке картинки из
журналов. Вырежьте несколько картинок без существенных деталей. Приклейте
изображение на белую бумагу. Попросите ребенка дорисовать недостающие
фрагменты. При этом надо соблюдать не только пропорции деталей, но и их
цветовое наполнение.
26.02.2021
1.
Люди издают звуки речи. Звуки возникают во
рту, а что находится во рту у каждого из
нас, мы сейчас разгадаем загадки:
Когда мы едим- они
работают,
Когда не едим- они
отдыхают.
Не будем их чистить- они
заболят (зубы)
По сильней ты их раздуй,
на горячее подуй (щеки)
Всегда он в работе,
когда мы говорим,
отдыхает,
когда мы спим. (язык)
2. Артикуляционная
гимнастика
Утро с Котиком Рыжиком
Котик Рыжик утром встал,
Дети потягиваются;
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево,
вправо-влево -
В улыбке открыть рот и
кончиком языка
Чистим зубки мы умело.
Сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за
верхними зубами 5-6 раз;
Пополощем ротик,
Имитация полоскания рта;
Как чистюля Котик.
Рыжик наш расческу взял
В улыбке закусить язык
зубами,
И причесываться стал.
«протаскивать» язык
между зубами
Мы за ним не отстаем –
вперед-назад;
Всё покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Рыжик спинку выгибает,
Улыбка, открыть рот,
кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, удерживать под счет
до 8-ми;
Рыжик спинку прогибает.
Открыть хорошо рот,
поднять язык за верхние зубы;
А теперь язык наш
- мяч.
Начинаем футбольный
матч!
Гол забили мы! Ура!!!
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в
другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»;
Вот и завтракать пора:
Улыбнуться, открыть рот,
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
положить широкий язык на
нижнюю губу и удерживать под счет до 5-ти;
Как сметану любит Котик?
Оближи скорее ротик.
Улыбнуться, открыть рот,
облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу;
А теперь чаек попьём.
Чай мы в чашечку нальем.
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая
бока язычка в виде чашечки;
Рыжик сыт, Рыжик рад!
Рыжик любит всех ребят!
Ритмично хлопать в
ладоши.
3.
Пальчиковая гимнастика
Цель- развитие мелкой
моторики. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут предать пальцевым
движениям ребенка силу, точность и согласованность, а также обеспечат
стимулирование важнейших зон в коре головного мозга.
Уточка,
уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук
справа налево)
Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)
Сидит белочка в тележке,
Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)
Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной
руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить
пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)
Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях
или столе)
Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)
Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)
Глядь — (развести руками)
А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
4.
Развитие слухового
восприятия, внимания, памяти. Звуковой анализ слова. Предлагаю детям и
родителям фишки, фишка красного цвета гласный звук, фишка синего цвета
согласный твердый, фишка зеленого цвета согласный мягкий. Предлагаю отгадать
загадку и выложить отгадку с помощью фишек.
Хлопотун Егорка
взялся за уборку
в пляс по комнате пошел
оглянулся чистый пол.(веник)
Очень много силы в нем
ростом он, почти что с дом
у него огромный нос
будто он лет тысячу рос (слон)
5.
Предлагаю скороговорку. Цель - скороговорки развивают речевой слух и
дикцию, обогащают словарный запас
Соня любит сушку, а
Саша ватрушку.
Зоя незнайка, а Зина
знайка.
Цыпленок и курица пьют
воду на улице.
У Кондрата куртка
коротковата.
6.
Ребусы развивают фонематическое восприятие у ребенка, наглядно - образную
память, логику, фантазию.
7.
Консультация родителям по постановке и
автоматизации звуков
(по желанию родителей)